Консультационный центр "Семейная школа"
Советы родителям «Здоровый прикус у ребёнка»
Подготовила: учитель-логопед Тарасова Е. Н.
Отчасти прикус закладывается еще до рождения ребенка. С генетическими факторами бороться невозможно, но существуют не только врожденные патологии, но и приобретенные. Часто изменение прикуса у детей можно предотвратить. В первые годы его жизни родители могут сделать многое для этого, если проявят должное внимание.
Роль родителей не ограничивается в приучении к гигиене полости рта: они могут позаботиться и о прикусе у ребенка
Периоды развития прикуса у ребенка во многом связаны с его питанием. Пока он на грудном вскармливании, его верхняя челюсть выступает вперед. Такое явление называется младенческой прогнатией.
Это физиологическая норма, обусловленная особенностями приема пищи. Со временем малыш переходит на твердую пищу, и прикус нормализуется. Но продолжение активной сосательной деятельности препятствует этому. Часто прикус портится по стандартной схеме:
- ребенок сосет пустышку, привыкает к этому занятию;
- его отлучают от соски, он тянет в рот палец, ища замену;
- взрослея, он посасывает карандаш, поскольку приобрел соответствующую вредную привычку.
Не будем останавливаться на психологических и гигиенических аспектах такой привычки, но подчеркнем: так портится его прикус. Поэтому формирование этой привычки важно предотвратить, вовремя отучив ребенка от постоянного сосания.
Здесь нельзя руководствоваться принципом «лишь бы не плакал»: годовалый малыш быстро забудет старое развлечение, зато в будущем ему не придется проходить ортодонтическое лечение.
Родители часто спрашивают, как понять, что у ребенка неправильный прикус, на ранних стадиях. До визита к врачу достаточно обратить внимание на его дыхание. Если у малыша постоянно открыт рот, это первый шаг к нарушениям прикуса.
Схема «вдох носом – выдох ртом» правильна не только с позиции отоларингологов. Вдыхания ртом мешают нормальному смыканию зубов. Не стоит дожидаться, пока у ребенка сформируется открытый прикус.
Нельзя допускать, чтобы ребенок дышал ртом. Но для этого нужно выяснить причину такого образа действия.
Иногда дети дышат ртом просто потому, что так хочется или кажется забавным – нужно объяснить, что этого делать нельзя.
Чаще ротовое дыхание бывает вызвано лор-заболеванием – тогда у ребенка нет выбора, и никакие увещевания не заставят его делать иначе. Лечение следует начинать при первых же симптомах, в противном случае заболевание рискует стать хроническим, и ротовое дыхание сохранится на всю жизнь.
Многие ошибочно полагают, что если ребенку год, неправильный прикус диагностировать невозможно. На самом деле первые признаки аномалий заметны с появлением первых зубов, и неважно, что они непостоянные. Но столь раннее выявление ортодонтических нарушений – это редкость. Родители считают, что молочные зубы не заслуживают внимания.
Даже если они скоро выпадут, это не значит, что их можно запускать. Не имея прямой связи с коренными, они влияют на их здоровье опосредованно. Если не получившие лечения молочные зубы выпадут раньше времени, пациента ожидают проблемы:
- длительное сохранение пустой лунки: зубной ряд «поплывет» в сторону пробела;
- нарушение распределения места под коренные зубы – велика вероятность возникновения скученности;
- нежелательные изменения в корневой области: постоянный зуб не прорежется, оставшись в десне.
Сначала взрослые игнорируют проблемы, а потом неожиданно замечают, что у ребенка неправильный прикус. Что делать – нужно думать заранее. Молочные зубы важно лечить так же своевременно, как и постоянные.
Многих патологий прикуса можно избежать, тщательно заботясь о молочных зубах ребенка.
Миогимнастика
Обычно упражнения для прикуса ребенку назначает ортодонт, когда первые признаки патологии уже проявились, но не запрещено выполнять их и для профилактики. В формировании прикуса задействованы:
- растущие кости челюсти;
- мышцы рта;
- язык.
Кости самостоятельно не расширить, но вот губы, язык и мышцы рта в целом потренировать стоит. Их разминка всегда полезна, и не только для потенциальных пациентов ортодонта. Регулярные упражнения для этой группы мышц – хорошая профилактика патологий прикуса, а также путь к четкой дикции.
Лучше посоветоваться с ортодонтом, какие именно упражнения выбрать.
Участие родителей тут критически важно: ребенку нужно многократно показывать упражнения, чтобы он смог их повторять. Вовлеченность мамы или папы ценна и психологически – занятия превращаются в совместное времяпрепровождение.
Главная проблема заключается в незнании, как определить прикус у ребенка. Родитель может заметить неладное, но диагноз ставит только врач, поэтому важно выполнять следующие рекомендации:
- Регулярно водить малыша на осмотр. Визит раз в полгода позволяет вовремя начать принимать меры.
- Если ортодонт говорит, что прикус нужно исправлять, стоит прислушаться. Никто не навязывает такие услуги с учетом их комплексного влияния на весь организм.
- Если врач считает, что установка аппаратов преждевременна, не нужно настаивать. Лечение без необходимости пользы не приносит.
При наличии сомнений всегда получайте несколько альтернативных мнений. Несколько врачей могут предложить разные аппараты для выравнивания прикуса детям. Пространство для выбора есть. Главное – не отказываться от медицинской помощи вовсе.
Консультация для родителей «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ в условиях семьи»
Подготовила: музыкальный руководитель Григорова Л.Л.
Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка, начиная с самого раннего возраста и даже раньше – с пренатального периода, когда он уже способен слышать музыкальные звуки, интонации, мелодии. С ранних лет ребенок способен воспринимать и впитывать ритмы и мелодии народных попевок, потешек, особенности родного языка и по-разному реагировать на изменяющийся характер музыки. Музыка является средством релаксации, высвобождения негативных эмоций у детей, средством профилактики и коррекции личностных нарушений.
Для ребенка с проблемами в развитии музыка одновременно является и средством эстетического воздействия, и средством познания, и средством общения, и средством релаксации и коррекции.
Формы приобщения к музыке в семейном воспитании могут быть самыми разнообразными: семейные праздники, экскурсии в музеи, посещение профессионального театра и создание домашнего театра, различные виды развлечений (игры-забавы, веселые конкурсы и др.).
Семейные праздники. В понятие семейного досуга входят те праздники, обычаи, традиции, которые приняты в обществе и которые обычно составляют жизненный уклад семьи. Например, с давних времен в каждой семье сохранился обычай отмечать дни рождения каждого члена семьи и дарить друг другу подарки. В семье могут отмечаться и свои особые праздники, к которым заранее готовятся. Родители продумывают, как лучше организовать праздник, какие игры, забавы провести, какую музыку использовать для игр, танцев, как украсить помещение, какие сувениры, призы приготовить для виновника торжества, гостей и т.д. Дети должны быть в центре внимания в такие дни, поэтому родители могут заранее составить небольшую программу праздника, предусмотрев сюрпризные моменты. В программе праздника может быть не только застолье с любимыми угощениями, но и маленький концерт силами взрослых и детей, веселые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок (например, «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.) Создать хорошее настроение, объединить всех детей и взрослых, присутствующих на празднике, общими чувствами всегда помогает хорошая музыка. В этом случае праздник запомнится надолго. Поэтому готовясь к предстоящему празднеству, родители заранее должны позаботиться о подборе музыки для того, чтобы всем вместе исполнить знакомые детские песенки, потанцевать под музыку, используя несложные танцевальные движения, или изобразить какую-либо смешную сценку. Перед праздниками следует рассказать детям о том, чему они посвящены и как обычно проводятся.
В праздничный день хорошо устроить небольшой домашний концерт – исполнить силами взрослых и детей соответствующие духу и настрою праздника песни, стихи, веселые частушки, забавные рассказы, показать выступление домашнего оркестра.
Экскурсии в музеи. Создание домашнего музея. Посещение музея – событие для ребенка яркое и запоминается надолго. Хорошо, если есть возможность сводить ребенка в музей, расширяющий его представления о художественной, музыкальной культуре. Но не всегда и не в каждой семье есть возможность устроить подобную экскурсию для своих детей, учитывая особенности их развития и те проблемы, которые возникают в связи с состоянием их здоровья. Поэтому своеобразный домашний музей можно организовать и дома, стараясь увлечь ребенка полезным делом. В этом случае сами родители, используя соответствующую литературу, фонозаписи, могут на время стать для своих детей экскурсоводами и рассказать им о разнообразных музыкальных инструментах, показывая их изображение на картинках или, что еще лучше, использовать магнитофонные записи звучания этих инструментов. Родители сами могут познакомить ребенка с творчеством разных композиторов, собрав предварительно информацию с доступными для ребенка сведениями из истории их жизни, а также предложив послушать отдельные музыкальные произведения этих композиторов или фрагменты из них.
Домашний музей может быть создан, например, на основе коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов промышленного изготовления. Но это недешево, и не каждая семья может осуществить эту идею. Поэтому, можно начать с музея самодельных музыкальных инструментов, постепенно расширяя его экспозицию и привлекая ребенка к посильным действиям по изготовлению «музыкальных инструментов». Из самых разнообразных подсобных материалов – деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных на ниточки; пластиковых контейнеров из-под чипсов, киндерсюрпризов, жестяных баночек, коробочек из-под конфет и печенья и многого другого. Все эти емкости можно наполнить крупой, мелкими камешками, песком, и тогда они будут по-разному звучать. Жестяные коробочки разного размера можно превратить в барабанчики, если найти или сделать самим подходящие палочки. Стеклянные баночки или ненужные стаканы можно тоже превратить в музыкальные инструменты, наполнив их водой до определенного уровня, чтобы они по-разному звучали при ударе палочкой.
Домашний музей можно пополнить детскими погремушками, которые тоже звучат по-разному и достаточно ярки и привлекательны на вид. Взрослые могут использовать подобные инструменты, например, сопровождая их звучанием рассказ, сказку. Впоследствии дети, подражая родителям, сами смогут делать то же самое и даже сочинять свои маленькие сказки, изображая, например, маленькую мышку с помощью шуршащего звука, издаваемого коробочкой из-под киндерсюрприза, наполненной сыпучим материалом, или прыгающего зайчика с помощью ударов пальцами или палочками по «барабанчику» (коробочке из-под чипсов).
Домашний театр. Начиная с 4-5 лет, детей уже можно постепенно приобщать к различным театрализованным зрелищам. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений – оперы, балета, мюзикла, в основе которых лежат сюжеты доступных детям этого возраста художественных произведений. Во многих городах нашей страны созданы профессиональные музыкальные, драматические, кукольные театры, в которых ставятся интересные спектакли для детей.
Посещение театра дает огромный запас ярких, незабываемых впечатлений, которые накапливаются у ребенка и дают ему возможность, опираясь на них, передавать свое собственное отношение к окружающему в самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности. Домашний театр помогает в удовлетворении потребности ребенка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный опыт. Домашний театр – это не только средство развлечения. Он может быть и коррекционным, и терапевтическим средством для многих детей, нуждающихся в снятии напряжения, стресса, в разрешении конфликтной ситуации, приобретении навыков поведения в социуме и т.п.
Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели имеющиеся в доме игрушки (зайца, кошку, медведя, петушка, белочку, кукол и др.) или изготовив кукол своими руками, например, из папье-маше, из картона (плоскостные изображения для настольного театра), сшить из ткани, сделать из соломы, связать из ниток и др. Можно сделать перчаточные куклы би-ба-бо, которые надеваются на руку ребенка или взрослого, и тогда он, двигая руками, пальцами, создает определенный сценический образ.
Когда возможно, полезно привлекать к такой работе детей. Сделанные собственными руками куклы, декорации для кукольного театра доставят ребенку много радости, удовлетворения от того, что он смог это сделать, справился с этим, и в дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои сказки. Кукольные персонажи могут двигаться под соответствующую музыку: бегать, прыгать, плясать и т.д.
Спектакли могут быть не только кукольными. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей и т.д. И в этом родители могут помочь им, поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюмы, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей.
Вместе с родителями дети могут заранее подготовить такие маленькие представления, а затем показать своим гостям во время семейных праздников.
Развлечения с использованием музыки. Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей, такой как совместное пение или пение взрослым доступных для ребенка песен, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», игры-драматизации, в которых дети совместно с родителями представляют с помощью простых движений сюжеты знакомых песен, различные пантомимы под музыку, слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, радио- и телепередач и др.
Правильно организованные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо для ребенка с проблемами в развитии.
Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов, организацию музыкального общения взрослых с ребенком в процессе слушания музыки. Каждая семья, особенно та, в которой есть дети с проблемами в развитии, должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки, состоящей из подборки аудио- и видеокассет с записью музыки для детей. В последние годы в нашей стране появились готовые комплекты аудиокассет с записями музыкальных произведений для детей. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музыкальным сопровождением.
Основной совет, который можно дать родителям: больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие правилом, семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка слушание музыки постепенно станет потребностью.
Для общения ребенка с музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль. Он выбирает музыкальное произведение в соответствии с желанием, настроением ребенка или ориентируется на развитие его познавательной сферы, расширение музыкальных впечатлений и т.д. Во время слушания музыки ребенок может сидеть на своем любимом стульчике, на диване, на ковре в свободной, непринужденной позе и лучше вместе с кем-либо из взрослых. В этот момент его ничего не должно отвлекать. Вместе с тем важно и не переусердствовать. Слушание музыки не должно занимать много времени. Следует отвести для этого примерно 5-10 мин в зависимости от возраста детей, иначе ребенок начнет отвлекаться, потеряет интерес к воспринимаемому произведению.
Чтобы ребенок лучше почувствовал характерные особенности музыкального произведения, можно предложить ему подвигаться под музыку, подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру.
Если детям с проблемами в развитии бывает сразу сложно понять содержание музыкального произведения и адекватно отреагировать на него, то родители могут заранее продумать, как, с помощью каких дополнительных средств можно сделать более доступным восприятие музыкального произведения. Например, использование картинки, книжной иллюстрации, близкой по содержанию музыке, игрушки, мимических и пантомимических движений и др. может не только привлечь внимание ребенка, но и помочь ему почувствовать и понять музыку.
Необходимо исполнять детям несложные песенки про птичку, мишку, кошечку и др., поощряя ребенка к подпеванию взрослому, а затем и к самостоятельному их исполнению. Такие песенки можно сопровождать несложными игровыми движениями, что очень нравится детям. У детей накапливается первоначальный музыкальный опыт, что дает им возможность в дальнейшем действовать более уверенно и самостоятельно. Так, например, родители могут, показав 2-3 несложных движения, предложить ребенку поплясать под музыку, а в следующий раз попросить придумать свой маленький танец. Можно предложить ребенку поиграть, например, инсценируя хорошо знакомую песенку.
Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-либо из взрослых в семье владеет каким-либо музыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, исполняя на баяне, аккордеоне, гитаре, скрипке и любом другом инструменте музыкальный репертуар, доступный для их восприятия.
Но даже если в доме нет настоящих музыкальных инструментов, то можно приобщать своих детей к игре на простейших музыкальных инструментах, представляющих ударную группу, – барабанчиках, бубнах, колокольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармонике и др. или на инструментах-самоделках, используя для этой цели некоторые предметы дома и него обихода, например, деревянные или металлические ложки коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, футляры от киндерсюрпризов и т.д.
Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одновременно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских радио- и телепередач. Необходимо, чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем-либо из родителей, чтобы взрослый мог объяснить что-то ребенку, привлечь его внимание к тем или иным важным моментам. В таких передачах часто звучат музыка, песни, исполняемые любимыми персонажами, поэтому дети с удовольствием подражая им, быстро запоминая и затем исполняя эти песни самостоятельно.